Инфушка о ХИППИ!
Хиппи!
Сообщений 1 страница 4 из 4
Поделиться22008-11-29 11:33:55
Хи́ппи (от англ. hippy или hippie; от разг. hip или hеp, (в простонародье хиппари) — «модный, стильный»; согласно Оксфордскому словарю англ.яз., происхождение hip неизвестно) — молодёжная философия и субкультура, популярная в США в 1960-х и 1970-х годах, выражавшая протест против общепринятой морали и стремление вернуться к природной чистоте через пропаганду свободной любви и пацифизма (главный их протест был направлен против Вьетнамской войны). Самый известный лозунг хиппи: «Make love, not war!», что значит «Творите любовь, а не войну!».
История
В 40-х — 50-х годах XX века в США среди представителей «бит-поколения» существовал термин хипстеры, обозначавший джазовых музыкантов, а затем и богемную контркультуру, которая формировалась вокруг них. Культура хиппи 60-х развилась из бит-культуры 50-х параллельно развитию рок-н-ролла из джаза.
Первое использование слова хиппи зафиксировано в передаче одного из нью-йоркских телеканалов, где этим словом была названа группа молодых людей в майках, джинсах и с длинными волосами, протестующих против вьетнамской войны. В то время было популярным сленговое выражение to be hip, означавшее «быть в курсе», «быть "мировым"», а нью-йоркские сторонники контркультуры из Гринвич-Виллиджа назывались hips. В данном случае телевизионщики использовали слово hippie уничижительно, намекая на претензии намеренно плохо одетых демонстрантов, пришедших из пригородов Нью-Йорка, быть hips.
Образ Хиппи
Началом движения хиппи можно считать 1965 год в США. Основным принципом субкультуры являлось ненасилие (ахимса). Хиппи носили длинные волосы[1], слушали рок-н-ролл (в особенности «I Got You Babe» Сонни и Шер), употребляли наркотики для расширения сознания (главным образом марихуану, но также гашиш и ЛСД), жили в коммунах (самая известная ныне коммуна находилась в Дании — Свободный город Христиания), путешествовали автостопом, увлекались медитацией и восточной мистикой и религиями, главным образом дзэн-буддизмом, индуизмом и даосизмом, многие из них были вегетарианцами. Имели так же место «Jesus movement» и «Jesus Revolution» (рок-опера Иисус Христос — суперзвезда - 70г.). Поскольку хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат, а так же использовали лозунг «Flower Power» («сила», или «власть цветов»), их стали называть «детьми цветов».
Пик популярности движения пришёлся на 1967 год (так называемое «лето любви»), когда были выпущены неофициальные гимны хиппи — -A «San Francisco (Be Sure To Wear Some Flowers In Your Hair)» (автор — Джон Филлипс из The Mamas and the Papas, исполнялась певцом Скоттом МакКензи), «All You Need Is Love» и «She’s Leaving Home» The Beatles. Музыкальной проекцией движения стала психоделическая музыка. В 1967 году в Нью-Йорке состоялась премьера психоделического мюзикла «Волосы», участники которого появлялись на сцене обнажёнными: c движением хиппи связана популяризация нудизма.
В 1970-х годах движение хиппи начало терять популярность. Кроме того, отношение к этому движению резко изменилось в Америке после совершения серии убийств членами коммуны (так называемой Семьёй) Чарлза Мэнсона в конце 1960-х годов. Повзрослев, многие хиппи приняли общественную мораль. Новое поколение бунтарей больше принимало панк-мировоззрение.
Хиппи показали миру новую ступень духовного развития, обогатили мировую культуру. Для понимания этого достаточно лишь перечислить часть произошедшего в обществе под влиянием движения хиппи: сексуальная революция; терпимость к нетрадиционным сексуальным ориентациям; однополые браки; легализация ПАВ во многих странах; терпимость к расовым различиям; влияние на моду; популяризация здоровой пищи, вегетарианства - в том числе радикальной формы ненасилия (веганства); антивоенное движение (пацифизм); движение за альтернативную службу в армии; экологические движения; свободные путешествия (автостоп), альтермондиализм.
Хиппи и политика
Одним из символов движения хиппи считается старый микроавтобус «Фольксваген», который хиппи традиционно раскрашивали в стиле «Flower Power». На таких микроавтобусах группы хиппи любили ездить по небольшим консервативным американским городкам и шокировать их обитателей разными выходками. На картинке представлен микроавтобус Barkas B 1000.
Если под политикой понимать выборы, заседания, голосования и продвижения по службе, то хиппи изначально аполитичны. Живя вне «цивильного» общества, в мире, основанном на любви, дружбе и взаимопомощи, хиппи предпочитают менять мир своим творчеством, в том числе творчеством социальным. Попытки использовать хиппи в политических целях неэффективны.
Американские хиппи сторонились мира капитала, жили коммунами и симпатизировали коммунистам СССР и Китая, надеясь устроить в Штатах Революцию. Наиболее политизированными из хиппи были йиппи, самый известный из которых — Эбби Хоффман. Со временем хиппи поняли, что начинать надо с себя. А революцию надо начинать проводить в сознании, а не в обществе.
Идея революции сознания в чём-то продолжает идеи рюкзачной революции битников — вместо изнурительных политических дебатов и вооружённых столкновений предлагается уход из дома и общества, чтобы жить среди людей, придерживающихся твоих убеждений.
Участие хиппи в большой политике часто происходило в виде фарса. Например выпускание живой утки в зал во время серьёзного телеинтервью или избирание свиньи в Президенты США. Хиппи устраивали баррикады около американских военкоматов, вместе со вьетнамскими дзэнбуддистами и кришнаитами[источник?] произвели театрализованную осаду Пентагона.
Опыт театральный герильи Эбби Хоффмана можно сравнить с маршем Любви в советской Москве, когда советские хиппи вышли на улицу голышом, но были задержаны ошалевшей милицией. Советские хиппи были культурно связаны с диссидентской средой. Многие были недовольны советской властью, критикуя её либо за коммунистические убеждения, либо за несоответствие оным. Другие просто хотели жить вне политизированного строя.
После распада СССР «цивилы» получили возможность работать ради денег и открыто жить в своё удовольствие. В постсоветской «Системе» можно встретить много революционно настроенной молодёжи из всех уголков мира, носящей майки с Че Геварой и бредящей о мировой Революции.
Хиппи в России
Несмотря на закат хиппи-движения в мировом масштабе, его представителей до сих пор можно найти во многих странах мира. Идеи хиппи, казавшиеся в семидесятые годы консервативным обывателям утопическими, вошли в менталитет современного человека. В России в настоящее время более 10 000 людей относят себя к хиппи[источник?].
В России есть понятие «система». Система — объединение оппозиционных тоталитаризму субкультур, существующее с 70-х годов — для взаимопомощи. В систему в разные времена входили хиппи, панки, рокеры, металисты, байкеры, эзотерики, еретики, сектанты, диссиденты, барды, фарцовщики, гомосексуалы, криминальная субкультура, наркоманы и пр. Слово «система» в этом значении использовалось еще в 70-е-80-е годы в СССР. В те годы по преимуществу обозначало сообщество хиппи и панков (в лексиконе панков тогда еще можно было встретить термин-синоним «коробка»). В настоящее время слово в этом значении практически не употребляется.
Система сформировала сленг на основе арго и английского языка. Например, «ксивник» (от «ксива» — документ, маленькая сумочка для переноски сего документа), «хаератник» (от «хаер» — волосы, ленточка на лбу, по легенде — чтобы «не срывало крышу». Другое распространённое написание — «хайратник»), «фенечка» (браслет из ниток, кожаных полосок или бисера, дарится «на память» или друзьям, существует символика фенечек, см. ниже) и другие. См.- Ф.Рожанский, «Сленг хиппи». Примеры сравнительно немногих слов хипповского сленга, которые пережили время и остались в активном употреблении и поныне: «вписка», «герла», «пипл», «сейшен», «трасса», «цивил», «пионер», «олдовый», «флэт»,…
Приведем коротенький пример текста, избыточно перенасыщенного сленгом хиппи среза примерно конца 80-х годов (пример взят из «100 хипповских телег» С.Печкина):
Пипл вписывается к герле. Она говорит:
— Только бед у меня один, а на граунде найтать ты колданешься, придется нам на нем вдвоем плэйсоваться. Только на фак меня не подписывай, ладно?
Мэн (устало): — ну а ты вообще как, подписываешься?
Герла: — Ну вот, уже подписал!
Система имеет признаки принадлежности, атрибуты. Примером могут служить так называемые фенечки. Эти украшения имеют сложную символику. Фенечки разных цветов и разных узоров обозначают разные пожелания, изъявления собственной музыкальных предпочтений, жизненной позиции и т. п. Так, чёрно-жёлтая полосатая фенечка означает пожелание хорошего автостопа, а красно-жёлтая — признание в любви. Следует отметить тем не менее, что эта символика трактуется в разных местах и тусовках произвольно и совершенно по-разному, и «хиппи со стажем» не придают ей никакого значения. Распространённые тексты типа «Значения цветов в фенечках» считаются уделом т. н. «пионеров» и в среде «олдовых», как правило, вызывают хохот.
Отечественная исследовательница молодёжных движений Т. Б. Щепанская (Т. Б. Щепанская, «Cимволика молодежной субкультуры. Опыт этнографического иссследования системы, 1986—1989 гг.», СПб, «Наука» 1993, ISBN 5-02-027379-1; «Система: тексты и традиции субкультуры», Москва, изд-во ОГИ, 2004, ISBN 5-94282-108-9) установила, что «системная» символика напоминает голограмму — даже из небольшой её части, как из семечка, вырастает всё богатство неформальной культуры.
Помимо внешней атрибутики — «фенечек», к культуре хиппи относится также фольклорная традиция «заморочек». В основном это песни, стихи и «телеги», забавные истории из жизни системы. Одно из традиционно хипповых занятий — «аск» (от англ. ask — просить, спрашивать), попрошайничество. Обычно это собирание денег с проходящих сограждан. В СССР это было опасным и подсудным делом, но сейчас «а́скерами» часто называют уличных музыкантов — играющих не из романтических убеждений, а просто по нужде.
Представителей субкультуры хиппи в 70-е и начале 90-х годов легко можно было отыскать почти в каждом крупном городе на «тусовках», или «тусовочных местах». К примеру, в Москве — «Пушка» (площадь Пушкина), Арбат или «Гоголя» (Гоголевский бульвар), в Питере — «Сайгон» (кофейня на Невском), «Казань» (площадь перед Казанским собором), в Киеве — Андреевский спуск и др. Приехавший в город иногородний «пипл», отправившись вечером на место тусовки, мог рассчитывать на обретение там вписки и новых друзей. В настоящее время тусовки на улицах не имеют такого значения, как в те времена, и являются скорее временным прибежищем для совсем молодых хиппи. Кроме того, они сильно дифференцированы и разбавлены представителями иных субкультур, включая всевозможных готов, эмо, байкеров и пр. Сейчас же жизнь современного состояния субкультуры — это круг близких друзей, или «неформальные» кафе/клубы как места встречи. Также большое значение играют интернет-сообщества, в частности, ЖЖ (ранее — фидо-конференции, в частности, знаменитая фидошная эха Hippy.Talks, видимая в иерархии релкома как fido7.hippy.talks). Такое перенесение акцентов хиппи-культуры с уличных тусовок в сеть вызвало к жизни термин «киберхиппи». Существенным элементом, сохраняющим связь людей внутри субкультуры, являются также традиционные собрания хиппи. Одно из самых крупных в настоящее время в России — это «российская Радуга», возникшая в начале 1990-х по мотивам традиции Rainbow Gathering, появившейся в конце 60-х и восходящей к американским хиппи. Еще пример массового стихийного собрания — летнее собрание неформалов вблизи водопада Шипот на Украине. Традиционными стали также ежегодные встречи хиппи в Москве 1-го апреля «на Гоголях», и первого июня — в Царицынском парке.
Появившись на заре свободы, хиповская символика и культура послужили родоначальницей большинства других отечественных молодёжных субкультур. Разговорные языки готов и рэперов представляют из себя творчески искажённый хиповский сленг. Ролевики носят фенечки, придавая им порой совершенно иной, нежели подразумевают традиции Хиппи, смысл и ценность. Сленговые слова (напр. «хайратник») используются в ролевых играх как отдельные термины. В субкультурах-наследниках хиппи наблюдается отдельный термин «хипповать», означающий или подчёркнутое внешне поведение человека «под олдовых хиппи», или период длительного безденежья в жизни с соответствующей атрибутикой и обязательно лёгким, ненапряжным отношением к такому состоянию.
В настоящее время в России существует несколько творческих объединений хиппи.
Москва: Старейшая — арт-группа «Фризия» (художники). Творческое объединение «Антилир». Ассоциация музыкантов «Время Ч». Коммуна на Пражской (занимающаяся сетевым хиповым домом), она же fnb-хиппи-группа Magic hat. Хиппи входят в состав fnb-групп Челябинска, Москвы, Владивостока, Питера, Москвы и др.
Примечание: субкультура хиппи (в целом) в СССР была распространена среди весьма немногочисленных представителей молодежи. В массовом сознании слово «хиппи» вызывало ассоциации скорее негативные — «хиппи» воспринимался как неопрятно одетый молодой человек с длинными волосами, бездельник, выпивоха и наркоман[2]. О существовании представителей «хиппи» не только за границей, но и в СССР можно было узнать только из критических статей в центральной прессе (начала 70-х)[3].
наменитые хиппи
Зарубежные хиппи
Джон Леннон
Джоплин, Джэнис
Баез, Джоан
Кэссади, Нил
Ромни, Хью
Аузли
Моррисон, Джим
Хендрикс, Джимми
Отечественные хиппи
Анна Герасимова (Умка)
Юрий Морозов
Евгений Чичерин
Эна Трамп
Юра СолнцЕ (Бураков)
Миша Красноштан (Козак)
Вася Лонг (Бояринцев)
Если верить одной из версий, слово хиппи происходит от английского корня hip - врубаться, понимать.
Придуманное журналистом, слово стало обозначать субкультуру, появление которой в мире привело к грандиозным переменам.
Неспроста хиппи называют крестоносцами моды. Но давайте разбираться в том, кто такие хиппи, по порядку.
Субкультура хиппи появилась в 60-х годах в Америке как следствие сильного экономического подъема. Дети из обеспеченного класса получили возможность вместо обыденной рутинной деятельности заниматься чем угодно. Они путешествовали, пели, рисовали, танцевали, писали картины, одновременно переворачивая представления о жизни - и свои, и окружающих.
Некоторые считают, что это были люди ленивые и не желающие работать. На мой взгляд, всё принципиаьно иначе. Это были люди, созданные самим обществом, необходимые для радикальных перемен. Нечто неизбежное и закономерное. Общество исследовало новые возможности для эволюции с помощью своих детей. Как всегда.
Как выглядели хиппи? Было несколько стандартных клонов - похожие на Джона Леннона, на Дженис Джоплин, на Джима Моррисона, на Анджелу Дэвис, на индийских садху (святых) - в таком духе.
Усредненый типаж был иисусоподобен - длинные волосы (трактовавшиеся не только как связь с природой и свобода, но и символ феминизации культуры), недорогая одежда (отказ от материальных ценностей, пусть даже на время) ярких цветов (попытка вернуть в мир детскость, яркость и непосредственность восприятия мира), этнические украшения (отказ от рас, стереотипов, рамок и границ, обращение к культурам разных народов), многочисленные религиозные атрибуты и украшения (синтез всех духовных путей, солидарность и единство), фасон клёш (символ свободы).
Про идеологию. Для того, чтобы добраться до границ свободы, хиппи приходилось жертвовать всей своей жизнью. Они отказывались от всего привычного предыдущим поколениям - бросали учебу, семьи, не желали воевать, сжигали повестки во Вьетнам, сжигали паспорта и вообще унитожали всё, что могло связывать их с традиционным и приемлемым в прошлом.
Они были проповедниками нового отношения к любви. То, что называется "свободная любовь". Сейчас это часто связывают с распущенностью, но хиппи говорили лишь об искренности чувств.
Что же такое стало им понятно, что же определило их свободу? Свободу, кажущуюся чрезмерной даже современным фрикам (чудакам)?
Осознав, что проблемы мира происходят из-за насилия, хиппи отказались от него во всех сферах своей жизни - где это только было возможно.
Они попробовали всё и определили негатив и позитив. Наркотики, которые казались на заре хиппи движения вариантом расширения сознания, привели к таким катастрофическим последствиям, что современные хиппи традиционно отказываются от них (об этом пишут многие хиповые современные авторы).
Что хиппи принесли в мир, как субкультура изменила реальность? А вот что:
Антивоенное движение - началось оно с хиппи-демонстраций против вьетнамской войны.
Антиядерное движение.
Символом хиппи является пацифик. "Пацифик" или так называемый "Крест мира" - символ, придуманный совсем недавно, в 1958 году Джеральдом Холтомом для создававшегося "Движения за ядерное разоружение". Холтома вдохновила семафорная азбука. Он составил крест из ее символов для "N" (nuclear, ядерное) и "D" (disarmament, разоружение), и поместил их в круг, что символизировало глобальное соглашение. Этот символ привлек общественное внимание после первого марша протеста от Лондона к центру по ядерным исследованиям в Беркшире 4 апреля 1958 года.
Движение за права человека.
Движение за права женщин, феминизм.
Движение за права детей.
Движение за права животных. Пол Маккартни, один из идолов хиппи, до сих пор оказывает огромную поддержку организациям, занимающимся защитой животных.
Вегетарианство и его радикальная форма - веганство, строгое вегетарианство, исключающее использование животных в принципе.
Они обогатили рацион американцев и европейцев этнической - индийской, мексиканской, азиатской - кухней. Они ввели моду на множество неизвестных ранее на Западе продуктов - на сою, рис басмати и прочее.
Экологическое движение - хиппи считали, что они в ответе за всё, происходящее на земле, поэтому забота об общем доме - о Земле (они называли ее Мать-Земля) - была одним из краеугольных камней субкультуры. Они первыми задумались об опасности гонки вооружений и утилизации отходов.
Здоровый образ жизни - как единение с природой и естественность.
Планирование семьи - именно эра хиппи привела к повсеместному распространению противозачаточных средств.
Формирование новых форм семей - коммунны молодых, коммуны стариков, коммунны отцов-одиночек с детьми, шведский вариант.
Движение за права людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Увлечение этникой - экзотическими национальными товарами со всех концов света, включая одежды американских коренных жителей - индейцев, которые были первыми борцами с американской системой.
Увлечение всевозможными духовными учениями - хиппи практиковали медитации, йогу, холотропное дыхание, ци-гун, буддизм, христианство, суфизм, тай-цзы и всё самое необычайное, что им только удавалось найти.
Именно они были истоком для совмеменного движения антиглобалистов, или, правильнее, альтермондиалистов - они не носили одежды с лейблами, противостояли корпорациям и жили, самоорганизуясь.
Влияние на моду - джинсовая революция. Хиппи-стиль с шестидесятых годов никогда не уходил с подиумов. Кроме того, мало кто знает, но до хиппи не было принято носить футболки и шорты, миниюбки и этнику. Говорят, даже комнатные растения придумали хиппи.
В России движение зародилось почти одновременно с западным. Численностью оно уступало заморским братьям, кроме того, на советской почве свобода произрастала с большим трудом и за нее приходилось платить серьезную цену.
Наши хиппи оказывались в тюрьмах, в сумасшедших домах (большая часть хипов там и познакомилась друг с другом), их судили за тунеядство и изгоняли из институтов.
У русских был свой путь. В девяностых годах один социолог насчитал в стране 100000 хиппи. Уверенно можно говорить, что около 200 человек хиппи были чрезвычайно активны еще на заре движения - они много путешествовали автостопом, были свободны от стереотипов тоталитарного общества, что, согласитесь, немало. Занимались творчеством, делали самиздат, предпочитали социальные работы бесполезному просиживанию штанов в разнообразных советских конторах.
Сейчас движение хиппи в России и в бывших соцстранах живо. Никакие политические изменения не сказались на общении современных хиппи. Много новых субкультур возникло на основе хиповой, но, как стволовые клетки, сохранились и хиппи.
По-прежнему по дорогам едут многочисленные дети цветов, существуя для общества, делая людей добрее, разъясняя даже видом своим, что нет ничего на свете важнее любви.